Великая пятница страстной седмицы великого поста

Для каждого православного человека особое значение имеет последняя неделя или страстная седмица великого поста. В течение этого времени христиане ограничивают себя в пище, много молятся и размышляют над последними событиями из жизни Спасителя. Отдельно вспоминают его мучительную смерть и все, что происходило после нее. Недаром в переводе с церковнославянского название священного периода звучит как «неделя страданий». Кульминацией служит Великая Пасха, которая отмечается в воскресенье. Хотя первоначально большая часть православных христиан праздновали ее в Страстную пятницу. Конец спорам был положен на Вселенском соборе, проведенном в 326 году нашей эры римским императором Константином Великим.

Особенности празднования в древности

Еще святитель Иоанн описывал поведение христиан во время Страстной седмицы. В это время верующие стремились брать пример с Иисуса Христа и совершать добрые поступки. Так, нередко прекращались тяжбы, освобождались узники, оказывалась помощь слабым и больным. Жители Древней Руси также называли неделю Великой, Красной, Червонной или Святой. К встрече Пасхи готовились основательно: избы тщательно приводились в порядок, заготавливалась пища (куличи, крашеные яйца и др.), устраивались сооружения для гуляний. В поселениях славян в страстную неделю было не принято шуметь. Считалось, что темные силы радуются страданиям. В канун Пасхи их разгул прекращался и на землю ненадолго возвращались души предков, чтобы вместе встретить священный праздник. В представлении славян каноны Православной церкви тесно переплетались с языческими обрядами, вера часто включала приметы.

Дни Страстной седмицы

Каждый день на страстной неделе имеет свое особое значение и называется также Великим. Проводятся специальные службы, включающие следующие чтения:

  • пророческие;
  • евангельские и др.

В первые три дня они посвящены несовершенству, греховности человека. Далее – мукам Спасителя, страдавшего за остальных людей. Неделя завершает великий пост, который начинается после Прощенного воскресенья. В этот период предписывается строго ограничить себя в пище. Причем меню в течение всего поста и в отдельные его периоды также регламентируется. Христианам, которые не могут резко менять режим питания, лучше получить позволение у священнослужителя. Любое усилие по ограничению себя приветствуется. Через отказ от привычной пищи побеждается страсть и тренируется смирение. Прежде всего, стоит обратить внимание на внутреннее состояние и контролировать ход мыслей. Именно с этой целью и объявляется пост.

Великий понедельник

Принято вспоминать патриарха Иосифа, жизнь которого описана в Ветхом Завете. Его предали родные братья: поначалу хотели убить, а затем продали в рабство. Сделано это было из зависти. В дальнейшем Иосифу удается стать влиятельным человеком в Египте. Его ценит фараон за вещие сны и мудрость. Также вспоминается проклятие Иисусом бесплодного дерева – смоковницы (инжир). На первый взгляд деяние кажется непонятным и неподобающим для Спасителя. Но в этом описании заложен скрытый смысл. Смоковница была покрыта листьями, но бесплодна. Она сравнивается с людьми, которые способны совершать добро, но не делают этого. В великий понедельник страстной седмицы великого поста желательно поесть один раз. Можно воздержаться от пищи. Приветствуется сухоядение – употребление блюд без термической обработки. Растительное масло и вино также запрещены. С понедельника по среду в утреннюю молитву читается Псалтырь, проводятся песнопения, упоминается о конце света и пришествии Бога.

Великий вторник

Во вторник вспоминают проповедь Христа в Иерусалимском Храме. Это было одно из последних наставлений Иисуса своим ученикам и другим последователям. Происходило оно в форме притч – коротких рассказов. В них через примеры из обычной жизни легко объяснялись высшие законы. Также великий вторник страстной седмицы великого поста связан с разоблачением книжников и фарисеев – лицемерных людей, чья добродетель была лишь показной. На Руси женщины тайком от мужей толкли семена конопли и льна и получали молоко. Считалось, что оно прекрасно защищает домашний скот от болезней. Ограничения в еде – уже не такие строгие, но рекомендуется сухоядение. Возможно воздержаться от ее приема.

Последние притчи Спасителя

По-прежнему читаются псалмы, пение посвящено последним притчам Христа. Одна из них посвящена десяти девам, которые пошли встречать женихов. Из них только пять запаслись маслом к светильникам и дождались их. Остальным пришлось вернуться и пропустить брачный пир. Притча призывает к тому, чтобы не только иметь веру (светильник), но и поддерживать ее добрыми делами. Иначе все бессмысленно. Другая связана с известным выражением. В ней рассказывается о том, как фарисеи спросили, следует ли им платить налог кесарю. Иисус показал им монету с изображением правителя и поинтересовался, что они на ней видят и какие из этого нужно сделать выводы. «Кесарево кесарю, а Божие Богу», то есть каждому — свое. Притча о зарытом таланте и сейчас знакома многим людям хотя бы в общем значении. Следует лишь уточнить, что талантом тогда назывались денежные единицы.

Великая среда

Среда посвящена воспоминаниям о двух евангельских грешниках. Один из них – известный всем Иуда Искариот, ближайший сподвижник Христа и апостол. Как гласит история, он продал своего учителя за 30 серебряных монет. Его имя стало нарицательным и является символом предательства. Вторая грешница, напротив, раскаялась в своих поступках и подготовила Иисуса к погребению. По преданию, она вымыла ему ноги миром (дорогим маслом) и вытерла их собственными волосами. Этот день также был связан с определенным ритуалом на Руси – видимо, пережитком языческого прошлого. На улицу выгонялась вся домашняя скотина и поливалась талой водой. Вдобавок животные посыпались специально подготовленной солью. Люди верили, что это поможет скоту меньше болеть. Считалось, что подобная защита будет действовать вплоть до Великой среды следующего года. Тем, кто строго постится, рекомендуется принимать пищу один раз, желательно вечером. Состав еды – тот же. Евангелие на страстной неделе лучше прочитать полностью. Делают это обычно в первые три дня и в среду заканчивают. Литургия святого Григория Двоеслова также завершается.

Великий четверг

Вспоминают Тайную вечерю и начало применения основного обряда Церкви – Святого Причастия. Это известный любому православному христианину ритуал, помогающий приблизиться к Богу. По преданию, Иисус на последнем ужине омыл ноги учеников и призвал их поступать так же. Этот обряд служит знаком смирения и используется в богослужении сегодня. Так, у католиков он применяется давно, в Православной Церкви – с 2006 года. Великий четверг еще называют Чистым. В этот день необходимо тщательно убраться в жилище и тем самым подготовить его к празднику. Наводить порядок после четверга не принято. Это – плохая примета. Считается, что во время уборки можно найти потерянную вещь. Для того чтобы улучшить финансовое положение, некоторые добавляют в воду мелкие монеты. Затем ее используют для очистки дома. В четверг пекут куличи, красят пасхальные яйца. Предпочтительно сухоядение, но уже можно немного масла. Только в этот день песнопения страстной седмицы великого поста исполняют в полном объеме (все восемь). Вечером происходит литургия, после которой – обряд омовения ног. Тогда же освещают масло мирры. На торжественном ужине возможно незначительное ослабление поста.

Страстная пятница

Считается, что великая пятница — самый тяжелый день этой недели. Она связана со страданиями Христа, его распятием и погребением. Это день особой скорби для верующих. Крайне желательно исключить любые развлечения, даже самые распространенные и безобидные:

  • телевидение;
  • художественная литература и др.

Работа по дому также не приветствуется. Рекомендуется посетить церковь. Строго соблюдающим великий пост лучше совсем отказаться от пищи. Обычным верующим – хотя бы до выноса плащаницы. Он происходит во второй половине дня. В питании следует придерживаться обычной для поста еды, без масла. На утрене читаются отрывки из Евангелия, повествующие о казни Спасителя. Литургию не проводят, колокола не звонят.

Великая суббота

Погребение Иисуса и его победу над темными силами вспоминают в субботу. По преданию, в аду Христос освободил праведников, а также Адама и Еву. Именно в субботу заканчиваются последние приготовления к Пасхе, освещается пища: куличи, яйца. Нужно закончить дела до ночной службы, чтобы успеть к празднику. Сухоядение в субботу продолжается, хотя уже не такое строгое. Позволительно немного масла и горячей пищи.

По окончании вечерней службы в субботу проходит литургия. После обычно верующие сразу дожидаются пасхальной утрени. Она начинается в полночь. Великая суббота страстной седмицы великого поста завершает Страстную неделю. После нее наступает один из главных православных праздников – Светлая Пасха. Пост заканчивается, хотя лучше выходить из него постепенно.

Люди ищут: